^Вверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Детский хор Росии

 

zagran

 

Сайт Президента Росссс

Портал правительства

Министерство культуры России

 

 Всероссийское хоровое общество выражает благодарность:

 emb2Фонду изучения наследия П.А. Столыпина;

emb1Председателю Правления Благотворительного фонда им. М.А. Матренина СЕРГЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ МАТРЕНИНУ;

emb3Председателю Межрегиональной общественной организации "Ивановская земля" ЮРИЮ ВАЛЕНТИНОВИЧУ СМИРНОВУ;

rosinter2Председателю Совета директоров компании "РОСИНТЕР"  РОСТИСЛАВУ ВАДИМОВИЧУ ОРДОВСКОМУ;

Председателю Совета директоров ОАО "ВДНХ" ГЕОРГИЮ ВАЛЕНТИНОВИЧУ БООСУ. 

 

Новости хорового искусства

Публикация Е. В. Щаповой о новейших формах и стратегиях исполнительства в европейском хоровом искусстве

Академия хорового искусства имени В.С. Попова с самого момента основания присутствовала на европейской музыкальной сцене, представленная своими прославленными выпускниками и хоровыми коллективами под управлением В. С. Попова и А. К. Петрова, пропагандируя русскую хоровую культуру и являясь гарантом высокого качества своей уникальной системы образования. С другой стороны Академия всегда поддерживала интерес к передовым методикам, а также расширяла исполнительский репертуар, держа «руку на пульсе» развития европейской хоровой традиции.

Тем не менее, для лучшего понимания процессов, происходящих в европейской культуре, необходимо время от времени проводить «перезагрузку» привычных взглядов на актуальные тенденции, находящие отражение в хоровом исполнительстве, что помогает по-новому оценить место и роль Академии в международной и исторической системах координат, а также что-то менять в планах её развития на средне- и ближнесрочную перспективы.

В последние десятилетия XXI века развитые демократические страны Западной Европы идут по пути интенсивных преобразований, связанных с коренными изменениями рамочных условий в культурной, социальной и экономической среде. Глобальные миграционные потоки, характерные для постиндустриальной эпохи, стремительное развитие социальных сетей, а также пандемия COVID-19 – вот условия, способствующие рождению новых форм хорового творчества, созданию новых инструментов и стратегий, расширяя таким образом содержание столь привычного, казалось бы, понятия как «сценическое пространство», приводя к возникновению новой образности, построенной на качественно иных кодах генерирования самих образов и их творческой перцепции.

Благодаря стремительно развивающемуся и усиливающемуся влиянию интернета, инструментам социальных медиа, феномену краудфандинга, с одной стороны, а также в условиях иного взгляда государства на свою роль в культурном процессе западных стран – с другой, меняется и сам взгляд на устоявшиеся принципы функционирования искусства.

Сегодня входят в действие законы Сreative Еconomy или «экономики креативных людей», благодаря которым повсеместное подчинение культуры законам рынка сопровождается качественными переменами, а культурные и творческие предприятия ориентируются преимущественно на получение прибыли и занимаются созданием, производством, распространением (медийным распространением) культурных и творческих товаров и услуг. Креативная экономика более динамична и проницаема, ее основу составляют «творческие профессии» или «творческие виды деятельности», а также «интенсивность творчества», что поднимает проблему «понимания того, где и как создаются новые художественные модели и продукты в результате экспериментов, импровизации, проектирования, размышлений, вызова и радикальных переосмыслений того, что уже существует» [33].

Достижения XX века в области научно-технической революции, как-то: технологии звуко- и видеозаписи и медийного вещания (радио, телевидение), усовершенствованные инструменты тиражирования и распространения подвергаются своеобразному прекодированию с учётом того, что теперь любая институция, и даже отдельный индивидуум, могут создавать и массово распространять результаты своей креативной деятельности в виде продукта (художественного, медийного, печатного и т.д.) И если ранее медийными инструментами и форматами обладало государство и официальные общественные структуры, то сегодня на эту монополию претендуют новые неконтролируемые социально-сетевые группы, пропагандирующие свои ценности.

Наступает время конкуренции за рынок потребителей среди профессионалов и любителей, в том числе, за главный ресурс – человеческое внимание.

Пандемия во многом придала всем этим процессам дополнительный импульс. Если раньше один из принципов конкурентной борьбы было «не казаться, а быть», то сегодня как раз самопрезентация, то самое «казаться» стало важнее традиций, опыта, практики, годами завоёвываемого авторитета.

Самым главным вызовом хоровому сообществу в новом тысячелетии стала пандемия COVID-19 и постоянно возобновляемые локдауны, что буквально катапультировала хоровое искусство в «интерактивное измерение». Это привело к массовому использование различных видео-платформ, таких, как Discord, Skype, Zoom и др. и поставило научно-техническую задачу поиска синхронизации звука с различных источников в реальном звучании. Работы в этом направлении постоянно ведутся и рано или поздно приведут к качественному улучшению.

Разумеется, «интерактивные форматы» отнюдь не заменяют естественного ансамблевого пения, но они уже останутся с нами и послужат импульсом к дальнейшему развитию новых синтетических форм, основу которым заложили созданные на высоком эстетическом уровне виртуальные хоры Эрика Витакра (Eric Whitacre, 1970). По этому же принципу, но на основе другой, более традиционной для восприятия художественной концепции, записали один из своих проектов Gewandhausorchester и Gewandhausсhöre (лейпцигский Оркестр и хоры Гевандхауза), создав Рождественское видео-поздравление со 150-ю «виртуальными» певцами и оркестрантами для участия в номинации «Видеоклип года» конкурса «Opus Klassik 2021» [15].

О востребованности видео-выступлений и виртуальных форматов в хоровом исполнительстве говорит и появление видео-фестивалей и конкурсов, таких как конкурс Video Award, основанный международной хоровой организацией INTERKULTUR (2020) или Best Virtual Choir (Германия, 2021), или Video Competition Cork International Choral Festival (Дания, 2021) и др.

Но является ли «виртуальный хор» действительно «ансамблем поющих», хором в его классическом понимании? Безусловно, такой формат предоставляет возможности для самого широкого вовлечения в творческий процесс участников, находящихся в изоляции или поживающих в разных уголках планеты. Видео-ряд в свою очередь, позволяет вывести на первый план индивидуальность каждого отдельного певца и разворачивает дирижера лицом к публике, тем самым позволяя наблюдать за практической реализацией исполнительской концепции руководителем хора.

В этой же области появляется такое новое интересное явление как «монохор», когда одни певец или одна певица представляют хоровое сочинение, записывая и сводя воедино все хоровые партии, часто иллюстрируя каждый из голосов индивидуально созданным визуальным видеопортретом [24].

При создании звукоряда виртуального хора значительно возрастает роль записывающих технических средств и звукорежиссёра в работе над установлением видимости ансамбля, тем не менее, созданная звуковая картина не является результатом ансамблевого пения. В этой связи возникает вопрос, является ли виртуальный хор действительно хором и что включает в себя понятие «виртуальный хор»? Отметим, что этот вопрос нуждается в научном осмыслении.

На наших глазах рождаются новые формы и стратегии интерактивного взаимодействия с аудиторий в творческом, образовательном или просветительском направлениях. Это интерактивные воркшопы, обучающие видео, обучающие программы. Например, частно-общественная инициатива «Einsingen um 9» («Распевка в 9») [10], в рамках которой с 2019 года команда хормейстеров и вокалистов из Швейцарии и Германии проводит каждое утро распевание в прямом эфире канала You Tube, творчески подходя к раскрытию темы «разогрев голоса» и задействуя театральные приёмы. В качестве элементов, заменяющих «ансамблевое» пение, в программе предлагается бесчисленное количество канонов, исполнение которых совместно с ведущим в прямом эфире позволяет частично тренировать ансамблевые навыки. Программа также предлагает курс нотной грамоты и интерактивные видео по овладению теми или иными профессиональными приёмами пения в часто исполняемых сводными или проектными любительскими хорами сочинениях («Рождественская оратория» И.С. Баха, «Коронационная месса» В. А. Моцарта и т.д.)

Интересны и призывы ведущих профессиональных вокальных ансамблей, к интерактивному совместному пению «Sing along with…» («Пой вместе с…»), когда видеоряд демонстрирует и певцов, и партитуру (как например, «Sing along with The King's Singers» [25] или вокальный ансамбль VOCES8 [31], а также «Pentatonix» [26]). Существуют и другие формы интерактивного взаимодействия, например, в виде совместного разучивания сочинения [5].

Кроме выступлений в формате Online Concert или Livestream Concert, ставших обыденными, активно развивается также формат «Making of…», позволяющий заглянуть за кулисы профессионального мира или принять интерактивное участие в репетиции именитого музыкального коллектива. Пример тому – открытые интерактивные (посредством программ и служб интернета) репетиции WDR Rundfunkchor (хора «Западногерманского Радио») с его проектом «Sing mit! Digital» («Пой вместе! В цифровом формате») [27] или мастер-классы и воркшопы, проводимые J.S. Bach-Stiftung (Фонд И.С. Баха в Санкт Галлене, Швейцария) из серии «Понимать И.С. Баха» [4], многие другие виртуальное репетиции и воркшопы, куда можно получить интерактивный доступ через You Tube или Zoom.

Все формы интерактивности активно распространяются через социальные сети, предоставляющие возможность моментальной коммуникации и обратной связи с аудиторией. Поэтому веб-сайты хоровых коллективов превращаются в некий узловой ресурс по накоплению и хранению необходимой информации и выполняют скорее презентационные функции, а основная коммуникация – с целью повышения «визибилити» – происходит в аккаунтах социальных сетей Facebook, You Tube, Twitter, Snapchat, Instagram, LinkedIn, Pinterest, Tumblr, Reddit, TikTok и др., каждая из которых ориентирована на свою целевую аудиторию.

На сегодняшний день наиболее распространены следующие инструменты коммуникации, преимущественно в видеоформате: цифровые афиши, «мероприятия» и объявления о концертах, презентационные ролики, видеоклипы, видеовизитки коллективов и отдельных исполнителей, видео-опросы, тематические встречи [13], презентации коллективов или программ, перекрёстные ссылки на партнёрские коллективы и индивидуальные аккаунты исполнителей, тематические хаштеги, фрагменты репетиций, фрагменты выступлений, перепосты отзывов и прессы, комментарии и многое другое.

Самой большой популярностью пользуется видеоформат. Видео, получившее вирусное распространение (по принципу «сарафанного радио») и набирающее миллионы просмотров, приносит наибольшее «визибилити» и известность своему создателю в социальных сетях. В этом формате, конечно же, лидирует поп-культура, но и в хоровом сегменте есть свои «миллионники», насчитывающие десятки миллионов просмотров.

Говоря о формах творческого бытования хоровых коллективов и исполнительских тенденциях, хотелось бы обратить внимание на то, что в условиях миграции в Европе очень динамично меняется современная политическая и социокультурная среда.

Традиционное европейское общество испытывает мультикультурное давление на устоявшиеся европейские ценности. Перед руководящими органами страны ставится вопрос о смягчении этого давления и перенаправления мультикультурных процессов в контролируемые и управляемые русла. Одним из них видится хоровое творчество.

Исходя из того, что пение в хоре развивает социально-коммуникативные связи, культурная комиссия немецкого Бундестага (парламента) «Культура в Германии» (Enquete-Kommission des Deutschen Bundestages «Kultur in Deutschland») пришла к решению начать программу по социальной интеграции мигрантов и детей мигрантов при помощи хорового искусства. Поэтому в Германии на государственном уровне поддерживаются образовательные программы для хормейстеров. Исходя из культурного и религиозного разнообразия населения, сегодня ставится вопрос о создании мультикультурного хорового сегмента для нехристианских конфессий и о привлечении детей и молодёжи с «мигрантским прошлым» к пению в хоре [12].

Даже не учитывая этот факт, отметим, что в массовом хоровом исполнительстве явно наблюдаются процессы мультикультурализации с одной стороны и экзотизации – с другой.

Процессы мультикультурализации идут с уклоном в азиатизацию и африканизацию не только благодаря многонациональной среде, доступности и разнообразию хорового репертуара в глобальном масштабе, возможность получать навыки работы с разными стилями, жанрами, исполнительскими манерами, языками в русле взаимного музыкально-культурного обогащения, но и, прежде всего, благодаря общественным и экономическим интересам, направленным в сторону азиатской и африканской культур. Одним из маркеров сложившейся традиции стала южноафриканская народная песня «Shosholoza» (или «Tshotsholoza») [23], прочно вошедшая в репертуар европейских хоров, хоровых фестивалей и праздников, ставшая символом взаимопроникновения культур.

В направлении мультикультурализации формируются хоровые коллективы, многонациональные по своему составу и репертуару, действительно являющиеся интеграционными культурными центрами, как для европейцев, так и для мигрантов. Интернациональные хоры (International Chor) есть в любом крупном европейском городе: в Берлине, Бонне, Штутгарте, Лейпциге, Мюнхене, Франкфурте, Утрехте, Вене, при Парижском Международном Университете, Брюсселе, Люксембурге, Женеве, Копенгагене, Амстердаме, Хельсинки. Швейцарский «Chor der Nationen» («Хор наций») развивается как образовательная институция и имеет свои отделения сразу в нескольких кантонах (Цюрихе, Берне, Люцерне, Золотурне и Гларусе).

Процессы экзотизации, также развивают интерес к другой культуре, но несколько иначе. В отличии от мозаичности мультикультурного направления, здесь поддерживается углублённый интерес к одному «иному» виду национальной культуры, направленный на сохранение аутентичности исполнения. Интерес к освоению другой культуры через национальные певческие традиции широко распространяется в любительской хоровой среде. Приведем несколько типичных римеров. «Mantra Chor Zürich» (Цюрих, Швейцария) специализируется на пении мантр, в том числе сопровождая своим пением групповые йогические практики. В репертуаре «Chor Yaroslavl’» (Невшатель, Швейцария) церковные православные песнопения исполняются только в храмах. «Singfrauen Winterthur» (Винтертур, Швейцария) поддерживает творческие связи с Грузией, исполняя программы грузинской народной музыки.

В этом же русле находятся национальные хоры, созданные мигрантами для сохранения народных песенных традиции на «новой Родине» и привлёкшие в свои ряды местный контингент: «Swiss Bulgarian Choir» и латышские хоры «LATVE» (Париж, Франция), «BALTS» (Цюрих, Швейцария), «Om oss» (Стокгольм, Швейция) и др., китайский «Chiao-Ai Chor» (Берн, Швейцария), «Bulgarian Voices», «Koreanischer Chor Berlin» (Берлин, Германия), «Deutsch-Chinesische Chor» (Падерборн, Германия), «Afrikanischer Chor» (Фрайбург, Германия), «Afrika Chor» (Гайдельберг, Германия), многие другие африканские хоры в Берлине, Кёльне, Гамбурге, Штутгарте и т.д.

Интересна еще одна распространяющаяся тенденция – это «концептуальные хоры» и «хоровые лаборатории». В экспериментальном направлении сегодня себя находят и профессиональные, и любительские певческие коллективы. В основном это камерные хоры и вокальные ансамбли, чей творческий поиск определяет оригинальность концепции и эксперименты в области акустики, экологии, звуков животного мира, синтеза хорового жанра с хореографией, механикой, электроникой, политическим высказыванием (политический памфлет), коммуникации с арт-пространством и другое. Учитывая особенности любительского музицирования, сложно найти пример качественного исполнения и записи, поэтому приводим лишь некоторые примеры, ставшие доступными в общественных медиа.

В их числе экологический хоровой проект «The Forest» («Лес») [28] на музыку Налли и Кевина Вондрак. Это и интерактивная прогулка по лесу, и одновременно поющий ансамбль, снятые одним непрерывным дублем. Зуки лесной природы смешиваются со звуками 24 певцов, стоящих на расстоянии десяти метров один от другого вдоль лесной тропы. Специальное техническое оснащение, разработанное звукоинженером П. Васкесом (P. Vazquez) позволило воплотить идею симбиотического отношения «между отдельными певцами и ансамблем как взаимосвязь между деревьями и лесом». Идея создания проекта возникла в момент изоляции певцов во временя Пандемии Covid 19 с целью создать у слушателей ощущение близости к природе [22].

Проект «Pendulum Choir» («Хор – Маятник») [18] – оригинальное хоровое произведение швейцарских медиахудожников Андре и Мишеля Декостер (André и Michel Décosterd) для девяти мужских голосов а капелла и гидравлической системы, соединяющей певцов, стоящих на подвижных платформах в единое механически-звуковое тело. Звучание определяет движение платформы, которое в свою очередь отображает деформации органического тела в движении от жизни к смерти.

Хоровой эксперимент «The Gauntlet» [1] композитора Сиксипа Шири (Sxip Shirey) с хореографией Коко Кароль (Coco Karol) и с участием хора Сиднейской филармонии посвящён идеям разрешения глобальных экологических проблем и проблем отдельной личности через социальную коммуникацию. Основной формой взаимодействия между певцами служит передача звучания. Группы певцов передают друг другу музыкальные фразы, визуализируя процесс соответствующими жестами, буквально создавая в пространстве направляемые звуковые волны.

Звуковые, шумовые и речевые импровизации как средство коммуникации интересуют и английский «Experimental Choir» [3], регулярно устраивающий креативные певческие собрания лондонском «Cafe Oto» («Кафе Ото»), предоставляющем платформу для экспериментальной музыки. Каждый раз хор приглашает желающих и интересующихся такого рода экспериментами к активному взаимодействию.

Политический хоровой памфлет «Animals» («Животные») [2] композитор Тэд Хэрне (Ted Hearne) написал по заказу хора «The Crossing» как общественную реакцию на высказывание американского президента Дональда Трампа в адрес депортируемых мигрантов без документов «Это не люди, это животные» [19]. Это не первое переложение политической речи, сделанное для данного камерного хора, который специализируется на премьерах современной музыки и инициирует создание новых хоровых сочинений для своих концертов и учреждённого собственного фестиваля современной музыки «Month of Moderns».

Темы связи музыки и пространства, архитектуры и психологии постоянно звучат в поектах хора «Molto Cantabile» из Люцерна. Хоровая музыка как часть художественной концепции пространства и его влиянием на человеческую психику была представлена в одном из проектов «Sehnsucht» («Тоска»), состоявшемся в бомбоубежище гражданской обороны (Zivilschutzanlage Sonnenberg), расположенном внутри горы. Гнетущее пространство коридоров, лестниц и залов подземелья рассматривалось как равноценный художественный элемент наряду с музыкой [14]. Это же направление представляют проект «Überleben» [17] и визуально-хоровой проект «Verspiegelt» с программой сочинений Томека Колсцинского, Арво Пярта, Джезуальдо да Веноза, Гийома Дюфаи, Джона Тавенера и др. в сопровождении эффектных видеоинсталляций и электронного звука в современном, необычном по архитектуре, напоминающее бетонный бункер, здании Йоханнескирхе в Люцерне [16].

Интересны концептуальные поиски швейцарского хора «Aumattchor». Его опыт сотворения звукового ландшафта в природных и созданных человеком (рукотворных) условиях отразился в программах «Chantons les Ponts» («Поющие мосты») под сводами бернских мостов и «Klingende Orte» («Звучащие места»), состоявшегося в Гроте Валлорбе, каменоломне Остермундиген и под уличными аркадами города Берна. В этих программах певцы как бы собирали в коллекцию опыт разных акустических впечатлений. Ещё одним интересным экспериментом послужили их хоровые программы-экскурсии «Chor im Schloss» («Хор в замке») и «Klangbilder» («Звучащие картины») в Бернском художественном музее, целью которых было вписывая в арт пространство свою звуковую концепцию, создавать новую коммуникационную акустическую среду [7].

Похожий проект хоровой экскурсии по городу «Choriocity, Choriose Stadtführung» [6] осуществил южно-тирольский хор «Choriosum». Вместе с гидом хор отправился в музыкальный тур, принося соответствующее музыкальное сопровождение в жизненное пространство слушателей, озвучивая улицы и переулки, торговые центры, церкви и другие здания городов, объединив архитектуру, историю искусства и музыку в единое целое.

Видеоконцерт тоже открывает новые возможности для интерактивного эксперимента. Так выступления вокального ансамбля «Origen» в театре «Julierturm» снято в формате 360°, когда во время воспроизведения можно передвигать изображение на экране в любом направлении [11], выбирая тот или иной видеоракурс.

Существуют множество других оригинальных творческих идей, заслуживающих внимания, при этом важнейшим аспектом формирования новой исполнительской хоровой эстетики становится акцент на повышении степени зрелищности хоровых выступлений. Включение таких элементов как боди-перкуссии [32], этнический танец [9, 20], элементы хорового театра [30] , использование экзотических инструментов, ярких костюмов, видео-сопровождения, света, эффектов лазерного шоу и других способов украсить программу свойственны в первую очередь молодёжным певческим коллективам, поп-барбершоп и шоу-хорам [21]. Также свою нишу с кино-экраном занимают кино-хоры [8] , поющие музыку из кинофильмов, телесериалов, мультфильмов в сопровождении оркестра и видео-ряда, а также гейм-хоры [29], поющие музыку из компьютерных игр.

Нельзя также не упомянуть и о выходе хоров из концертных залов на прямое взаимодействие с публикой в виде хеппенингов, флешмобов, хоровых парадов, «ночей хоров», и об освоении новых сценических пространств с использованием локаций, казалось бы, не предназначенных для хоровых выступлений.

В целом в современном европейском хоровом исполнительстве довольно ясно вырисовываются закономерности нового типа. Процессы глобализации приводят к взаимопроникновению, слиянию, прилаживанию, смешиванию элементов европейской американской, азиатской и африканской культур. Происходит поиск новых художественных решений путём жанрового взаимопроникновения, применения новейших технических средств. Растёт значение визуальности и интерактивности, а ориентация на экономическую прибыль или социальную необходимость играет главную роль.

В контексте вышесказанного вполне корректными, на мой взгляд, выглядят видимые возможности усилить на международном уровне позиции Академии хорового искусства им. В.С. Попова как хорового центра компетенций, повысив «визибилити» Академии в интернет-пространстве с использованием современных инструментов социальных сетей. Нужно лишь внимательно следить за новейшими тенденциями в хоровом исполнительстве, системно изучать их, поддерживать связи с учебными заведениями, хоровыми институциями, хоровыми союзами, композиторами, дирижёрами, ведущими хоровыми деятелями. Уже имея опыт «Лаборатории голоса», Академия могла бы, к примеру, создать «Хоровую лабораторию по кросс-культурному изучении профессионального и любительского хорового искусства», а также подумать о социально необходимых проектах, например учреждении при Академии «Центра социальной стабилизации и реабилитации личности и общества через потенциал хоровой культуры». Такие проекты могли бы выгодно выделить Академию среди других учебных институций, и позитивно сказаться на её имидже. Они привнесли бы в учебный процесс дух нового и расширили взгляд учащихся и студентов на свою профессию.

Сведения об авторе: Елена Владимировна Щапова, кандидат искусствоведения, дирижер хора, общественный деятель, автор монографии «Всероссийское хоровое общество. Взгляд в прошлое» (М. 2013)

Список литературы и видео-примеров

1. A choral experiment with Sxip Shirey | The Gauntlet at ANTIDOTE 2018 [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=JYAjl5Ru7-w&t=3s (дата обращения: 18.09.2021).

2. Animals (Ted Hearne) - The Crossing [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=VWD6U2GRk7A&t=2s (дата обращения: 2.10.2021).

3. Annea Lockwood / Water and Memory / Cafe OTO Experimental Choir [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=QWPyK4HWuEQ (дата обращения: 12.09.2021).

4. Bach verstehen: Workshops mit Rudolf Lutz | J. S. Bach-Stiftung [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/playlistlist=PLBCTsoDTRmTUrfGbwh9slLBdvHR5Uy6cz (дата обращения: 22.09.2021).

5. Big Ben - Blake Morgan (Interactive Video) // https://www.facebook.com/VOCES8/videos/157859518984405 (дата обращения: 8.09.2021).

6. Choriocity, Choriose Stadtführung [Электронный ресурс] // https://music.youtube.com/playlist?list=PLnKNHaNoM0M9YUPmh4vpHLjlZVaQEFomz (дата обращения: 9.10.2021).

7. Dill K. Klang–bilder – der Aumattchor zu gast im Kunstmuseum Bern [Электронный ресурс] // http://blog.kunstmuseumbern.ch/klang-bilder-der-aumattchor-zu-gast-im-kunstmuseum-bern/ (дата обращения: 11.09.2021).

8. Disney in Concert - «Alice in Wonderland» [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=LAvS8FxoiZU (дата обращения: 10.10.2021).

9. E Karanga E Te Iwi E [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=5lozTVZqOd0&list=PLEK7kmj0UWh16oyu_Zz1XVCd 5Ha4 hMNf&index=18 (дата обращения: 19.11.2021).

10. Einsingen um 9 [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/c/Einsingenum9 (дата обращения: 2.10.2021).

11. Ensemble vocal Origen im Julierturm l 360° Video & Spatial Sound l RTR musica [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch v=SSimPoC520o (дата обращения: 19.11.2021).

12. Ermert K. Chormusik und Migrationsgesellschaft. Erhebungen und Überlegungen zu Kinder- und Jugendchören als Orte transkultureller Teilhabe // Bundesakademie fürkulturelle Bildung Wolfenbüttel. 2016. – 332 p.

13. Facebook Live with VOCES8 & Eric Whitacre. [Электронный ресурс] // https://www.facebook.com/VOCES8/videos/1295795384198775 (дата обращения: 28.10.2021).

14. Greter N. Inspirierende Konzertprogramme // Die Schweizerische Chorvereinigung SCV [Электронный ресурс] // https://www.usc-scv.ch/index.php?pid=1&l=de&id=1079 (дата обращения: 22.10.2021).

15. Herbei, o ihr Gläubigen – GewandhausChöre [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watchv=8Cy4UbV5oSs&list=PLSJCjUD0_ZaTX_rvW4gdck7tC DGQxdjeT (дата обращения: 10.09.2021).

16. Mattenberger U. Kammerchor Molto Cantabile: Installation liess die Betonwände abheben // Luzerner Zeitung. 24.10.2021, 15.22 Uhr [Электронный ресурс] https://www.luzernerzeitung.ch/kultur/mit-der-musik-hoben-die-betonwande-ab-ld.2205310?reduced=true (дата обращения: 2.09.2021).

17. Molto cantabile – überleben [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=sdDxoIsOI1I (дата обращения: 2.09.2021).

18. Pendulum Choir [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=vsXs3GUrw64 (дата обращения: 5.09.2021).

19. Qiu L. The Context Behind Trump’s ‘Animals’ Comment // The New York Times [Электронный ресурс] // https://www.nytimes.com/2018/05/18/us/politics/fact-check-trump-animals-immigration-ms13-sanctuary-cities.html

20. Ratoh Duek - Trad. [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=VFfYOTEfdLQ&t=148s (дата обращения: 2.09.2021).

21. Rönninge Show Chorus, Chorus Finals, 2019 [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=ucaSqNfShwo (дата обращения: 7.05.2021).

22. Ruel С. Take a Peaceful Walk in ’The Forest’ with Award-Winning Choir, The Crossing [Электронный ресурс] // https://operawire.com/take-a-peaceful-walk in-the-forest-with-award-winning-choir-the-crossing/ (дата обращения: 9.09.2021).

23. Shosholoza - Chorgemeinschaft Wolfgang Tropf [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=VIYK5WPloJ8 (дата обращения: 4.09.2021).

24. Signore Delle Cime (B. de Marzi) -–Sofia Sala a cappella [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=Ut6chTTCDYw (дата обращения: 2.09.2021).

25. Sing along with The King's Singers: Ave Verum (William Byrd) [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=2LfsHB7E9TA (дата обращения: 5.09.2021).

26. SING-ALONG VIDEO God Rest Ye Merry Gentlemen – Pentatonix [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch v=cXpn2bpUjVw&list=PLU_mcNMHvxiloXqW8eJMaOE3xC88zyH7q&index=9 (дата обращения: 3.09.2021).

27. Sing mit! digital: Mozart-Requiem (Probe 5) | Simon Halsey | WDR Rundfunkchor [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=ijmSLcyykPM (дата обращения: 15.09.2021).

28. The Forest – a film by The Crossing [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=sJgok21MXM0&t=332s (дата обращения: 5.09.2021).

29. SKYRIM Dragonborn Theme LIVE [4K] CHOIR & ORCHESTRA CONCERT | Music from OST Soundtrack(Dovahkiin) [Электронный ресурс] //https://www.youtube.com/watch?v=rFv_CDJ-XBo (дата обращения: 7.011.2021).

30. Voc. Hitziger Appenzeller Chor | «Joli-Yo» [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=JVM3EFxQcz0 (дата обращения: 7.08.2021).

31. VOCES8: Le Plat Pays - Jacques Brel [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=SyXqmizavkw (дата обращения: 2.08.2021).

32. White Winter Hymnal //DR JuniorKoret (Live) [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=rNcM8oDSCq0 (дата обращения: 2.09.2021).

33. Zurich Centre for Creative Economies (ZCCE). Zürcher Hochschule der Künste [Электронный ресурс] // https://www.zhdk.ch/kreativwirtschaft/creative-economies-66128. (дата обращения: 19.11.2021).

Публикация в научно-сетевом издании Академии хорового искусства им. В.С. Попова «ACADEMIA: музыкознание, исполнительство, педагогика» №1 (2) 2022., сс. 72-79

Скачать статью

Copyright © 2013. Всероссийское хоровое общество Rights Reserved.