Вы здесь: Главная Всероссийский фестиваль школьных хоров "Поют дети России" - 2022 Доклад Екатерины Михайловны Акишиной
24 сентября Всероссийское хоровое общество и ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках финала Всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России» провели конференцию «Роль хорового пения в образовании и воспитании детей» с участием представителей органов государственной власти, педагогов, общественных деятелей. Конференция прошла в Астраханском колледже культуры и искусств. Участники обсудили перспективы развития школьного хорового пения, внесли предложения по подготовке кадров и разработке современных образовательных программ. На конференции выступили директор Всероссийского хорового общества П.А. Пожигайло, министр образования и науки Астраханской области Е.А. Угаров, министр культуры Астраханской области О.Н. Прокофьева, директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Е.М. Акишина, руководитель ФРЦ ДО художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Минпросвещения России Т.М. Данилова, преподаватели учебных учреждений, руководители хоров и представители Всероссийского хорового общества.
Директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Российской академии образования Екатерина Михайловна Акишина выступила на конференции с докладом на тему: "Бесшовный процесс образования как эффективная форма педагогического процесса. Хоровой класс – актуальная форма внеурочной деятельности". Публикуем текст доклада.
Современное общество быстро меняется и, соответственно, также быстро меняются необходимые человеку компетенции. Главным становится развитие личности, способной к постоянному самообразованию и самореализации в быстроменяющемся мире. Можно сказать, что в XXI веке образованным будет не просто грамотный человек, а человек умеющий постоянно учиться, творчески относиться к своей деятельности.
Эффективной формой развития современного образования становится бесшовное образование, интегрирующее в единое пространство уроки, внеурочную деятельность, дополнительное образование, возможности социокультурного пространства региона и страны. Каждый ученик на основе индивидуальной траектории развития может получить максимум необходимых знаний и сформировать компетенции в соответствии со своими интересами. Доказано, что бесшовное обучение является менее стрессовым для его участников, что соответствует концепции обучения на протяжении жизни.
Многие компоненты бесшовного образования уже активно формируются, такие как единство образовательной и информационной среды, построение индивидуальной траектории развития школьника, персонализация обучения.
Сегодня необходимо обратить особое внимание на бесшовное образование и воспитание в области искусства, так как любая творческая деятельность является бесшовной. Занятия искусством, в первую очередь, музыкой, позволяют человеку совершенствовать свои навыки на протяжение всей жизни.
Особо следует подчеркнуть важность занятий музыкальным творчеством для преодоления кризисных периодов у школьников. В современном обществе при свободном доступе к информации, усилении виртуальной коммуникации у подрастающего поколения детские и подростковые кризисы, уже давно исследуемые учеными, изменяются и обостряются, а деструктивные формы поведения быстро распространяются. Занятия искусством позволяют обучающимся мягко пройти кризисные переиоды.
Поэтому особое внимание необходимо обратить на создание бесшовной триединой системы образование-воспитание-просвещение, стирающей грани между формальным (школа), неформальным (доп. образование) и информальным (самообразование) образованием и развитием; а также смягчающей процесс перехода учеников с одной ступени обучения на другую.
В данном контексте хоровое пение становится важной формой внеурочной деятельности, бесшовно соединяя урок, дополнительное музыкальное образование и досуг детей и молодежи.
Хоровое пение - наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции Д.Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю, сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности.
На федеральном уровне поддержку и пропаганду данного вида исполнительской практики осуществляет Всероссийское Хоровое Общество (ВХО). Воссозданное в 2013 г. при непосредственном участии ведущих музыкантов и общественных деятелей, ВХО ставит своей целью возрождение традиций хорового исполнительства среди детей и юношества, привлечение внимания широкой общественности к данному виду музыкального искусства, поддержку массового фестивального движения, оказание методической и организационной помощи.
При организации внеурочных занятий хоровым пением возможны различные организационные модели, учитывающие специфический комплекс условий и возможностей конкретного образовательного учреждения, интересы и потребности участников образовательных отношений.
1. Модель «Класс — хор». Внеурочные занятия хоровым пением организуются для каждого класса отдельно. По решению родителей обучающихся занятия посещают все ученики класса, либо только те обучающиеся, которые проявляют интерес к данному виду музицирования, имеют для этого соответствующие способности.
2. Модель «Параллель — хор». Данная организационная модель может быть использована для проведения объединенных внеурочных занятий для обучающихся одной параллели (1 классы, 2 классы и т. д.). Занятия являются предметом по выбору необязательным для посещения всеми обучающимися параллели.
3. Уровневая модель. Данная модель предполагает, что в хоровом коллективе могут одновременно заниматься обучающиеся разных классов и параллелей. В хоровом коллективе начального уровня могут заниматься учащиеся первого года обучения, в хоровом коллективе следующего уровня — обучающиеся, которые занимаются хоровым пением второй-третий год и т. д. В таком случае обучающимися первого года обучения могут быть ученики и первого, и, например, четвертого класса в зависимости от того, в каком возрасте обучающийся начал посещать хоровые занятия.
4. Общешкольный хор. Данная модель предполагает, что в едином коллективе занимаются обучающиеся разного возраста и уровня подготовки. Различия в вокальных данных и певческих навыках компенсируются за счет репертуара, грамотного разделения хористов на партии, использования потенциала творческого наставничества.
Вся работа хорового класса направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, в соответствии с ФГОС. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. Хор – это не просто группа поющих людей, а единство множества личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Метапредметные результаты, достигаемые при хоровой пении, отражают специфику искусства как особого (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков. Однако, без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования.
Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой стороны, — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха.
По сути, каждое выступление хорового коллектива на сцене — это осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление и последующую оценку результатов.
Занятия хоровым пением оказывают благотворное воздействие на широкий диапазон их социокультурного развития. Пение в хоре – это эффективный путь приобщения к активной музыкальной деятельности, накопления интонационно-слухового опыта, развития музыкального мышления в процессе освоения языка музыки как звукосмыслового единства. Сегодня все более востребованной становится воспитательная функция хорового пения и, прежде всего, воспитания у подрастающего поколения гражданской идентичности, сопричастности своим национальным и региональным традициям.
Широко известны психологические эффекты хоровой практики. У участников хорового коллектива происходят личностные позитивные изменения, повышается уровень культуры, конструктивная направленность сознания, настроенность на созидательную деятельность, формируется высокая самооценка. В итоге совместное пение гармонизирует межличностные отношения между людьми, приносит умиротворение, гордость за совместно достигнутый результат.
Пение и хоровое исполнительство в целом обладает оздоровительным эффектом, активизирует деятельность головного мозга, способствует развитию внимания, памяти и речи; поднимает жизненный тонус; помогает воспринимать разную информацию. Пение является важной составляющей современной музыкальной терапии, коррекционных методик, предназначенных для детей, подростков и юношества. В настоящее время посредством пения лечат от заикания и улучшают дикцию.
Такое воздействие хорового пения возможно лишь при следующих условиях: подбор репертуара, интересного детям, художественно ценного и педагогически целесообразного; проведение занятий, направленных на творческое самовыражение учащихся, на основе приоритета художественного начала над техническим; организация систематических публичных выступлений хора (воспитание успехом) как важного фактора личностного развития современного ребенка.
Вовлеченность школьников во внеурочные занятия хоровым пением создают естественную бесшовность системы образование-воспитание-просвещение и, несомненно, хоровой класс обладает всеми ресурсами для свободного развития личности и нивелирования сложных возрастных кризисов за счет активной творческой деятельности детей.
Всероссийский фестиваль школьных хоров «Поют дети России» в 2022 году проводится Всероссийским хоровым обществом на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Целью и задачами Фестиваля являются передача подрастающему поколению основ традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма, изучение и защита исторической памяти России через освоение детьми высших образцов отечественной музыкальной культуры. Фестиваль в 2022 году посвящается сохранению культурных традиций России и направлен на реализацию задач, обозначенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. https://vk.com/pfci.grants #ВХО #ПоютдетиРоссии #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд